Данная коллекция включает историческую одежду XX века: костюм народов Поволжья, городской костюм (платье, брюки, блузки, юбки, пальто, плащи, шляпы, обувь). Фонд коллекции содержит шелковые, льняные, хлопчатобумажные, шерстяные и синтетические ткани, как в образцах, так и в некоторых типах предметов (постельное и столовое белье, узорные ткачества, платки, ленты, салфетки, рушники).
Ручное ткачество, вышивка и шитье было очень популярны в 1920-1950-е гг. - подзоры, шторки на окнах, в дверных проемах были в моде до середины 60-х годов. Украшение салфетками этажерок, полочек, журнальных столиков, а также домотканые коврики в частных домах сохранилось и в 1970-80-е годы. Помимо салфеток и ковриков ручной работы, появились изделия фабричного производства. Различные салфетки и скатерти из хлопчатобумажных и синтетических тканей, настенные коврики, дорожки. В фонды музея продолжают поступать "прямые ткани" середины ХХ века.
Костюм – это безошибочный показатель отличительных признаков страны, народа, общества, занятий, профессий. В разных странах развитие общества имело свои особенности, и все они – социальные, национальные и другие - очень ярко выражены в многообразии костюмов.
Каждая эпоха создает свой собственный идеал человека и нормы красоты, выраженные в том числе в особенностях костюма: его пропорциях, деталях, материале, цвете. За всю историю существования сословного общества костюм был средством выражения социальной принадлежности, знаком отличия одного сословия от другого.
Традиционный народный костюм конца XIX – начала XX века не только важная часть материальной культуры этноса, тесно связанной с его экономической и социальной жизнью, но в значительной степени и «овеществление духовных традиций». Народный костюм давал представление о возрасте, бытовом и социальном статусе своего «носителя».
Традиционные костюмы народов Поволжья имеют один общий признак. Советский археолог и этнограф Борис Алексеевич Куфтин называл его «туникообразным покроем»: рубашки всех этносов Поволжья не имеют плечевых швов. Одинаковыми, очевидно, были и материалы, из которых одежда шилась, – конопля и лен. В основном традиционные костюмы народов Поволжья - мордовский, чувашский, татарский, народов Среднего и Самарского Поволжья - отличаются друг от друга.
Характерной чертой для каждого национального костюма является отделка. Орнамент, уходящий корнями в доисторические времена, недаром называют письменами из прошлого. Вера пращуров в начертанные обереги создавала узоры, принадлежащие только этому племени или народности, и передавалась из века в век. Так возникали дошедшие до нас орнаменты, служащие, как вышивка и меха, своеобразным определителем принадлежности костюма определенному народу. Но как самая длинная река Европы соединяет все народы Поволжья, так и основная часть национального костюма - рубашка (особенно женская) - является общей и характерной чертой для всех национальных костюмов народов этих территорий.
В фондах музея хранится часть женского мордовского костюма. Костюм состоит из платья и верхней распашной одежды в виде кафтана. Полные комплекты национальных костюмов в фондах музея отсутствует. Национальные украшения и аксессуары в фондах музея также отсутствуют.
Дата :2023-07-24 [ Назад ] [ наверх ]