Коллекция «Мебель» включает образцы предметов интерьера крестьянского и городского быта периода конца XIX – середины XX века: деревянные и кованые сундуки, деревянные столы, стулья, комоды, этажерки, буфеты, шкафы, железные кровати, различные деревянные полочки для книг и предметов быта. Интерьер музея «Наследие» переставляет быт ставропольчан конца 1950-х - начала 1960-х годов. Большая часть предметов данной коллекции находится в постоянной стационарной экспозиции, часть - в Малом выставочном зале. Условия хранения и вместительность музея не позволяют хранить большое количество крупногабаритных предметов.
Если внимательно отслеживать историю появления мебели, то можно заметить, что именно сундук является родоначальником разнообразных элементов интерьера. В силу своей мобильности он был одним из самых важных предметов каждого дома. Обилие хранимых в сундуке вещей время от времени служило вертикальному его «вытягиванию». В конце XV века в Голландии такой сундук поместили на торец, и получился первый аналог шкафа. Чуть позже к нему присоединили второй сундук, что стало прототипом двустворчатого шкафа. Во Франции в начале XVI века сундук поставили на подстолье, в результате чего появился «кабинет». И с этого времени наступает эпоха шкафа, он постоянно совершенствуется, превращаясь в изысканный и востребованный элемент интерьера.
Историю создания советской мебели можно разделить на два периода. Первый — это как раз до 1950-х годов, когда не было массового строительства и мебельная промышленность не развивалась как самостоятельная отрасль. Тем не менее на международных выставках постоянно демонстрировали интерьеры рабочих артелей, клубов и других учреждений СССР. Как правило это комоды, буфеты, этажерки, полочки, деревянные и кованые сундуки. С конца 1950-х годов (второй период истории советской мебели) ситуация изменилась: появился системный подход и общий дизайн для предметов интерьера и предметов быта. Их стиль в первую очередь задавался утилитарными потребностями: нужна была компактная, вместительная мебель для небольших квартир. Как раз тогда появились высокие шкафы во всю стену, раздвижные диваны и кресла, столы-книжки, раскладные столы. С выделением мебельной промышленности в отдельную отрасль на рубеже 1950-60-х гг. создали два специализированных центра: ВНИИТЭ. (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики) и ВПКТИМ (Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели). При их участии была разработана отраслевая система управления, в которую входили мебельные стандарты и технологии производства.
Советская мебельная промышленность создавала изделия, обращая особое внимание на их функционал. Например, трельяж — соединение столика с ящиками для хранения и тремя зеркалами. Его можно назвать потомком туалетных столиков для косметики и украшений эпохи барокко, но теперь его устанавливали в любой комнате и хранили в нем самые разнообразные вещи - от книг до лекарств.
Стол-книга принадлежит к первому поколению советских мебельных трансформеров. В СССР его начали выпускать с 1960-х годов. Такие столы хорошо прижились в «малогабаритках». Раскладные кресла и диваны пользовались у советских потребителей большой популярностью по тем же причинам, что и предыдущий предмет. Трансформируемая мягкая мебель 1960-1970-х, несмотря на аскетизм, всё же имела свой стиль. Специалисты по советскому дизайну отмечают, что впервые чертежи такой мебели представил ещё в 1930-х годах дизайнер Владимир Мюллер, и спустя десятилетия эта конструкция получила небывалое распространение благодаря своей простоте и надёжности.
К крупным советским мебельным формам можно отнести «стенки» — масштабные модульные шкафы. В этих блоках с остеклением и антресолями хранили как одежду и книги, так и посуду, сувениры и домашние заготовки.
Предметы из коллекции «Мебель» ГМК «Наследие»:
1.Комод. Начало XX века, Россия, г.Сызрань.
2.Стул венский. Конец XIX – начало XX в. Фирма «Братья Тонет». Сиденье с тиснёным рисунком с цветочными мотивами.
3.Кресло гнутое. 1930-е гг., СССР. Кресло выполнено в стиле модерн с использованием технологии обработки дерева гнутьём.
4.Трюмо с консолью. Начало XX века, Россия, г.Сызрань.
5.Полочка настенная фанерная с пропильной резьбой. 1930-е гг. Фанера, ручная работа. Основной узор пропильной резьбы – кленовый лист.
6. Шкаф для посуды. Начало XX века, Россия.
7. Сундук с «музыкальным» замком. Начало XX века, Россия.
Дата :2023-07-11 [ Назад ] [ наверх ]