#страницыистории
29 января 1951 года было принято решение о создании в Ставрополе вечернего индустриального факультета.
Начиналось строительство Волжской ГЭС. Строительство остро нуждалось в инженерах-электриках и гидромеханиках. По инициативе начальника стройки И.В.Комзина в феврале 1951 года на базе Куйбышевского индустриального института в Ставрополе был организован вечерний индустриальный институт. На первый курс приняли 50 плотников, электромонтеров и крановщиков, накопивших производственный опыт на строительстве Волго-Донского канала и Цимлянской ГЭС, но не имевших теоретических знаний. В наспех подготовленные помещения – то школьный класс, то бывший купеческий лабаз – по вечерам спешили студенты. Слезали с бортовых машин на взгорье (ныне остановка «Гидростроитель») и шагали вниз по бездорожью, скользя и падая. С правого берега добирались по льду через Волгу. Уставшие, продрогшие, забрызганные грязью входили в аудиторию. Посещаемость была на удивление нормальной. Из воспоминаний доцента Г.Гусельникова: «Я не знал таких, кто хотел бы получить только «корочки» диплома».
Иногда лекции превращались в производственные совещания. Филиал не имел ни материальной базы, ни своих преподавателей. Штат – одно лицо: первый директор института, кандидат технических наук, В.Н.Зубков. Профессор И.В.Комзин вспоминал, что все дела будущего вуза помещались в портфеле Зубкова. Занятия проводились высококвалифицированными специалистами Куйбышевгидростроя. У КГС имелись договоры о творческом содружестве с высшими учебными заведениями и Академией наук СССР.
В феврале же 1951 состоялась первая техническая конференция молодых специалистов. Образовалась группа по подготовке и сдаче кандидатского минимума. На первой защите дипломов председателем государственной приемной комиссии был И.В.Комзин. 44 строителя получили дипломы (19 стали инженерами–гидротехниками, 25 – инженерами–строителями). Первоначально были 2 кафедры: «Гидротехническое строительство и организация работ» и «Электрические станции и системы». Одной из первых кафедр была кафедра «Строительных конструкций и архитектуры». Лаборатории организовали только по физике и химии. Каждая склянка была на вес золота. На лабораторные работы ездили в Куйбышев.
В 1966 году, одновременно с принятием решения о строительстве в Тольятти Волжского автомобильного завода был издан приказ министра высшего и среднего специального образования СССР об организации Тольяттинского политехнического института (ТПИ) на базе Тольяттинского филиала Куйбышевского индустриального института. В 2001 году решением Правительства России на базе ТПИ и ТФ СГПУ был организован Тольяттинский государственный университет, в котором на сегодняшний день 10 институтов и 47 кафедр.
На Руси людей, которых мы называем инженерами, звали розмыслами, т.е. эти люди должны были размыслить задачу со всех сторон. С латинского языка «инженер» переводится как острый, изобретательный ум. Нельзя представить сегодняшний Тольятти без выпускников вечернего индустриального института: Николая Михайловича Антипашина, Александра Григорьевича Новикова, Анатолия Владимировича Бачурина, Юрия Михайловича Резова и других.
В начале ХХ века инженеры носили фуражку с молоточками и очень гордились своим званием.
На фото из фондов музея: 1. Виктор Николаевич Зубков, первый директор Ставропольского филиала Куйбышевского индустриального института, г.Ставрополь, 1950-е гг.
2. Пригласительный билет на Торжественное собрание, посвященное 15-летию открытия филиала.
3. Страница газеты «Гидростроитель» (№5 от 16.02.1951 г.) с материалами о 1-ой технической конференции молодых специалистов.
4. Инженерный значок и диплом ТПИ. 1970-е гг.
Дата :2020-01-29 [ Назад ] [ наверх ]