музей наследие тольятти о музее экомузей
Музей Наследие
 АРХИВ
'Дом первожителя'

Дом первожителя   

View HTML

Дом первожителя

 

Семья Стариковых — Василий Константинович и Акулина Ивановна (в центре), их дочери (слева направо) Ольга, Наденька, Зина и Раиса, зять Григорий Хорешко и внуки Василий и Михаил. Ставрополь, 1951 год. Фото Николая Крылова. Фонд ГМК «Наследие»

 

120-летие со дня рождения Василия Константиновича Старикова в его бывшем доме отметят скромно, но достойно. Примерно так, как прожил жизнь хозяин. Роскошных презентаций с фейерверком и мартини не ожидается. Во-первых, это не в традициях экомузея «Наследие». А во-вторых — ну не на что особо-то разгуляться муниципальному учреждению культуры. «МУК» — так вроде звучит это в современных чиновничьих бумагах. «Бедный маленький Мук» — так, кажется, в классике…

Маленький, да удаленький. Музею нет и пяти лет, но успело «Наследие» сделать за это время— дай Бог каждому. Выставки, конференции, экспедиции, статьи, буклеты… Но самое главное — стариковский дом стал центром притяжения коренных ставропольчан. Домом, где их всегда ждут, выслушают и напоят чаем. Вот готовится книга воспоминаний — и тех, кто жив еще, и кого уж нет, и кто далече: в Москве и Петербурге урожденных ставропольских наберется, пожалуй, на добрую диаспору…

Дом Стариковых (первый слева) на ул. Лузановской в Ставрополе

О том, что именно дом Старикова был первым перенесен из обреченного на затопление города, сегодня уже никто не спорит. Это факт. А было дело, спорили: ставропольчане — известные скептики. Ведь не верили же в свое время, что вообще возможно такое

— загнать в стойло широкую и быструю Волгу «и не будет здесь ни поймы, ни осетров — ничего»… Оказалось, можно. Не верил этому и ставропольский чеботарь, лучший мастер обувной артели «Красный инвалид» Василий Стариков. А что говорить о других, если сомневался даже этот — по ставропольским меркам очень даже просвещенный старик (чуть ли не с начала века выписывал «Русское слово», «Биржевые ведомости», имел приличную библиотеку)…

— Так или иначе, сообщение горисполкома о том, что Ставрополь будет переноситься, горожане восприняли как какое-то космическое известие, хотя все жили ожиданием этого, — рассказывает директор «Наследия» Валентина Андреевна Казакова. — По воспоминаниям участников тех событий, очень долго уговаривали Старикова перенести дом первым. Почему он согласился? Во-первых, жил на крайней улице — Лузановской и был он человек почетный, уважаемый, уже немолодой. Его уговаривали еще родственники. Любимый зять Василия Константиновича, в то время подполковник Григорий Хорешко, который был дружен с начальником «Куйбышевгидростроя» генералом Комзиным, приехал на первомайский праздник и уговорил старика: «Пока я здесь — давай перевезем дом». Пошел к Комзину, попросил 15 человек заключенных в помощь. И вот первого мая 1953 года дом Старикова первый был разобран и перевезен…

Как вспоминает старшая дочь «первопоселенца» Раиса Хорешко (а всего Стариковы, Василий Константинович и Акулина Ивановна, вырастили четырех дочерей), сама она в ту пору в Ставрополь приехать не могла: «Куда ехать с тремя малолетними детьми, на разоренное гнездо?» Но «Гришина помощь родителям оказалась бесценной. Похлопотал о хорошем месте для новоселов, пригнал лесовоз с бревнами, вместе с нанятыми строителями начал возводить времянку. Ведь под натиском «планов громадья» людей, по сути, выгоняли в чистое поле, не дав возможности сначала хоть чуть-чуть обустроиться. Сама природа противилась такому святотатству: 1 мая 1953 года крупными хлопьями падал снег»…

По словам нынешней хранительницы дома Стариковых В. Казаковой, дом переносился в такой спешке, что не сделали даже подполья, поставили прямо на землю. Эта своего рода «политическая» издержка — по замыслу властей за Стариковыми должны были потянуться (и потянулись, вырвав с корнями из плодородной ставропольской поймы отчие дома) все остальные — обошлась семье дорого. Соседи первожителя в большинстве своем сделали все добротно, как положено: с фундаментами, погребами, бревнышко к бревнышку. К тому же с момента переезда (а в следующем году уже полвека) дом, ставший, как ни крути, символом «второго рождения» города, ни разу по-настоящему не ремонтировался. «А ведь что такое не ремонтировать деревянный дом? — рассуждает Казакова. — Деревянная лестница в городской среде через год-два приходит в негодность, а здесь целый дом»…

И все же дом Стариковых сравнительно неплохо сохранился. Это заброшенные дома разваливаются — стариковский не заброшен, наоборот. И теперь задача музея «Наследие», по словам Казаковой, «сохранить в урбанизированном, техногенном городе фрагмент территории, в котором бы душа человека оттаивала». Чтобы не только ставропольчане, утратившие, по сути, малую родину в ее первозданном виде, — чтобы все тольяттинцы могли прикоснуться к корням. Дом с обстановкой и духом минувшего века, резными наличниками, маленьким садом и беседкой — как раз такое место.

Как только город приобрел дом Стариковых в муниципальную собственность, сотрудники «Наследия» обнаружили: в Тольятти нет специалистов, которые могли бы приспособить здание под музей. Нашли «варягов»: архитектурное бюро «Ковчег» — фирму, еще с 80-х успешно занимающуюся реставрацией старой части Самары. Проектом тольяттинского экомузея всерьез заинтересовался работавший с «ковчеговцами» голландец Отто Вейерс, имеющий огромный опыт работы в архитектурных фирмах Амстердама и Роттердама. По словам Казаковой, «Отто просто влюбился в Стариков-хаус, как он его называет». За короткое время был разработан и согласован с городской «архитектурой» проект развития экомузея. Городу был представлен не только рабочий проект «освоения» пяти соток стариковского подворья (в которое, кроме самого старинного дома, гармонично вписываются современные здания музейного офиса и выставочного центра), но и возможная перспектива. Разработчики все еще надеются, что город поможет расширить городской музейный комплекс — а так он зарегистрирован официально — за счет соседних со стариковским частных домов, дополнив экспозицию старой «эмкой», макетом затопленного города и уютным кафе, «соединив» все это сиреневым садом. И все еще мечтают о том, что со временем вместе с другими памятниками той эпохи, сосредоточенными в центре Старого города (первой баней, кинотеатром «Буревестник», прочими городскими «старожилами»), экомузей станет местом, куда горожане и гости станут стремиться. Чтобы оттаять душой…

Все это, считают тольяттинские музейщики, самарские архитекторы и ставропольчане, крайне важно, даже несмотря на то что снова вмешалась политика. Пресса уже не первый год дает сводки с фронтов за спасение проекта развития музейного комплекса. Но земля в центре города — слишком уж лакомый кусок для многих, хотя напрямую об этом не говорят…

Тем временем решением государственной экспертной комиссии по историко-культурному наследию Самарской области дом Стариковых вместе с ядром исторической застройки города внесен в реестр памятников местного значения как «уникальное место, обладающее историко-генетической памятью».

«На наш взгляд, для ставропольчан переживания по поводу исчезнувшего города-предшественника являются болевым моментом истории, — сказал однажды на презентации проекта развития экомузея руководитель «Ковчега» Сергей Малахов. — Я не хотел бы заниматься спекуляциями по поводу чувств людей, но мне кажется — в начале нового тысячелетия чрезвычайно важно, чтобы мы не только занимались коммерцией, но и думали, как будем чувствовать себя с точки зрения культуры»…

Если бы это понимали не только «варяги»…

Сергей Мельник
«Площадь Свободы», 2002, 9 марта





Дата :2002-03-09   [ Назад ]      [ наверх ]
 


 




МЫ В СОЦ СЕТЯХ
В КОНТАКТЕ В ОДНОКЛАССНИКАХ 

Политика конфиденциальности

Техническая поддержка

Андроид