музей наследие тольятти о музее экомузей
Музей Наследие
 АРХИВ
'Валентина Казакова: Мы можем потерять Ставрополь второй раз'

Валентина Казакова: Мы можем потерять Ставрополь второй раз   

View HTML

Валентина Казакова: Мы можем потерять Ставрополь второй раз

Долгое время наша газета следила за судьбой одного из местных памятников истории здания бывшего кинотеатра на Советской. Дом переходил из рук в руки, не раз попадал под угрозу сноса… Наконец все решилось: тогдашний мэр Сергей Жилкин подписал решение о передаче объекта на баланс экомузею «Наследие». Ставропольчане возрадовались: дожили ведь до того, что и наши власти поняли, как велено беречь наследие отцов!

Оказалось, преждевременно. На днях в редакцию позвонила крайне взволнованная Валентина Казакова, директор музея. И ошарашила неожиданным поворотом событий. Причем речь сегодня идет уже не только о доме номер 38 на Советской, но и о судьбе всего музейного комплекса.

Унаследовать или наследить?

На сегодняшний день сохраняется угроза уничтожения музейного комплекса и его проекта на улице Советской. Это обусловлено тем, что процесс раздачи и передела земель в районе функционирования музея до сих пор не закончен.

Объект на Советской, 38, был выявлен нами в начале прошлого года. Было установлено, что этот дом является муниципальной собственностью, о чем у нас есть соответствующий документ из комитета по управлению имуществом, датированный 2000 годом. Мы обратились с запросом в мэрию Тольятти и получили положительное решение (причем от всех инстанций: и от мэра, и от председателя гордумы, и от главы администрации Центрального района). Было заявлено, что нет никаких препятствий тому, чтобы этот дом был передан как дополнительный объект музейному комплексу «Наследие». Бывший кинотеатр по площади гораздо больше дома Стариковых 120 квадратных метров против 45! Готовый выставочный зал. Хоть какой-то выход для того, чтобы музей наконец начал нормально работать.

И вот в середине 2000 года было принято решение комитета по управлению имуществом. Была выселена цыганская семья, обитавшая там… То есть потрачено много усилий, энергии нескольких десятков, если не сотен, людей, причастных к этому проекту…
Но до сих пор решение не доведено до конца сегодняшней администрацией. И вот что удивляет больше всего: окончательное решение вопроса о передаче дополнительного объекта музею поручено… частному застройщику. То есть лицу, претендующему на ту же территорию! Вот этим-то все дело и осложнилось. Вряд ли застройщик сделает выбор в интересах музея… А ведь это был единственный выход, чтобы без больших капиталовложений расширить территорию музейного комплекса, который как всем уже очевидно нуждается в расширении.

К слову, дом Стариковых нельзя считать музейным помещением. Он является не музеем, а его экспонатом. Хоть и крупногабаритным.

С одной стороны хорошо, конечно, что нынешний мэр продолжает осмысливать судьбу нашего «Наследия». Это вселяет надежду, что не будет принято скороспелое решение. С другой огорчает, что на мэра, как видно, оказывается давление со стороны частных лиц, заинтересованных в том, чтобы нынешнюю резиденцию музея, то есть дом Стариковых, вообще перенести отсюда на другое место.

Хотелось бы предостеречь всех тех, от кого зависит это решение, от поспешных действий. Мы уже потеряли когда-то Ставрополь один раз можем потерять теперь и то, что от него осталось.

Дело в том, что главная задача нашего музея сохранение… Именно сохранение, а не воссоздание того, что было когда-то в 50-х годах. Таким образом, речь может идти не о реконструкции, не о реставрации объектов, а об их консервации! Этот домик уже пустил корни здесь, на этой почве… И теперь вырвать его отсюда, из родной среды обитания, поставить куда-то в пустое пространство? Абсурд!

Откуда стало известно о планах переноса?

У нас состоялся разговор в департаменте культуры. Предложено просчитать варианты «за» и «против» переноса. Нас предупреждали, что в самое ближайшее время будет созвано совещание на уровне заместителей мэра, где все эти аргументы и предстоит рас-смотреть. Значит, в чьих-то горячих головах возможность такого решения уже созрела…

Может быть, уже и место подыскали?

Я слышала предложения о том, чтобы поместить дом Стариковых в район улицы Баныкина. Или в Портпоселок. Но вы представьте, какая это будет пародия! Ведь домик может рассматриваться как музейный объект именно в своей, родной среде, в своем окружении. Он не может быть исключен из живой жизни. Должна быть сохранена и улица, и береза под окном, и сад, и все старые строения на участке. Сохранение окружения это обязательное условие дальнейшего использования этого памятника.
Знаете, когда три года назад я впервые очутилась здесь, я буквально онемела от восторга. У нас ведь в городе везде жалюзи на окнах не город, а сплошное остенение. А здесь деревянные ставни! Двор весь зарос мальвой, старая яблоня у окна… У нас столько слов произносится о том, что в городе не хватает художественного видения. А здесь и придумывать ничего не нужно. Все эти вещи сами по себе поэзия. И потом, самое главное это жилой дом. Раз это дом у него должны быть свои соседи. У дома Стариковых хорошие соседи. Валяльщик (мастер-обувщик), пчеловод… Рядом живая хранительница традиций Антонина Николаевна Дворцова. Здесь своя среда! Труженики, коренные ставропольчане, которые очень заинтересованы в развитии этой территории…

Через два года у нас памятная дата: 50 лет со времени переноса старого Ставрополя на новое место. Что получается? В середине века люди решили создать здесь самую большую плотину. Создали. Уничтожили городок, не одну деревню… А теперь, в начале XXI века, пришли новые люди, которые заявляют о новом мышлении, и у города не находится нескольких сотен тысяч рублей, чтобы спасти хоть один (!) домик, перенесенный из затопленного городка. Может получиться так, что, сэкономив эти деньги, мы потеряем столько, что не вернешь и за миллионы…

В практике сохранения историко-культурного наследия, конечно, есть случаи переноса отдельных памятников. Приведу два примера. Середина 80-х, Новосибирск. Из умирающей деревушки сюда была привезена одна совершенно уникальная церковь. Об этом звонили во все колокола. «Туристическая Мекка! Наплыв «паломников»! Но при этом нигде не написали, что церковь, которую привезли в Новосибирск, в разобранном виде пролежала 14 лет, потеряв при этом около трети своих венцов! Всей мощи академгородка не хватило, чтобы разыскать мастеров-плотников, способных собрать эту церковь. С трудом нашли двоих, когда было уже поздно… Вы можете быть уверены, что в Тольятти найдутся мастера, которые сумеют собрать дом Стариковых на новом месте? Я думаю, в ближайшее время таких не найдется…

Другой пример. Суздаль. Там было когда-то много церквей, монастырей, жили промыслы, ремесла… В годы советской власти, когда церкви и монастыри закрыли, город превратился в шоу для туристов. Из него удалили живую жизнь, превратили в искусственный, мертвый организм, лишили дыхания живых традиций. Это два примера того, как не надо делать.

У нас проект живой, не выдуманный. Сюда для работы были привлечены специалисты-архитекторы, как наши, так и из Самары. На прошедшем международном конкурсе в Нижнем Новгороде, (прошлой осенью) проект получил диплом первой степени за грамотность и глубину раскрытия образа. Притом он очень скромный, недорогой…

Не слишком ли дорого будет стоить сохранение деревянного фонда? Дерево материал не столь долговечный, как камень.

Думаю, что это реально. Если говорить о долговечности древесины, то в Японии, например, деревянные храмы сохраняются столетиями. Просто за деревом нужно следить постоянно. Сруб дома Стариковых спасло то, что все эти годы он оставался под обшивкой. Она защищала от внешне¬го воздействия и не мешала возможности проветривания. Здесь нужно бы сменить только нижние венцы и поставить дом на прочный фундамент. Остальное пусть останется как есть.

Вообще эта тема создание музея под открытым небом, живой исторической зоны могла бы объединить стольких людей! Главная задача определяется так: сохранить как можно больше деревянных домов. Надо бы мастерские построить, чтобы жильцам помогали ремонтировать дома. Двойной интерес: и люди бы работу нашли, и ремесла старые (в том числе и плотницкое) сохранились бы. Разве нам все это не НУЖНО?

Вместо послесловия

Недавно два старожила района председатель ТОС-8 Нина Савкина и председатель общества ставропольчан Александр Крайненко побывали на приеме у мэра. Все по тому же вопросу сохранение наследия. По словам Нины Петровны, Николай Дмитриевич встретил ходоков доброжелательно, пообещал посодействовать с Книгой воспоминаний, подумать о месте закладки сиреневого сквера (по образу и подобию затопленного сада Воровского). В частности, не исключена возможность разбить его в районе улицы Лесной, ближе к детской больнице. Но по поводу центра исторической застройки на улице Советской ответил категорически: все уже распланировано. И кстати, в деревянной части улицы Комсомольской тоже. Скорее всего, здесь будут сооружены многоэтажки…

С одним из застройщиков, руководителем компании «Импульс» Евгением Седыкиным, диалог у нас, прямо скажу, не склеился. Привожу часть телефонного разговора.

Здравствуйте! Могу я поговорить с Евгением Яковлевичем?

А кому это нужно?

Мне нужно. Я корреспондент такая-то. Вы Евгений Яковлевич?

И чё?

На этом, собственно, дело и закончилось, поскольку на вопросы, касающиеся застройки улицы Советской, господин Седыкин отвечать отказался. Интересно, почему?

P.S. Пока материал готовился к печати, стали известны новые факты. Валентина Казакова сообщила, что городское руководство готовит постановление о сносе здания пер¬вого кинотеатра нового Ставрополя на Советской. Если кто еще его не видел спешите проститься. Пока оно стоит.

Лидия ЛЮБОСЛАВОВА
«Площадь Свободы», 2001, 26 января





Дата :2001-01-26   [ Назад ]      [ наверх ]
 


 




МЫ В СОЦ СЕТЯХ
В КОНТАКТЕ В ОДНОКЛАССНИКАХ 

Политика конфиденциальности

Техническая поддержка

Андроид