В фондах музея "Наследие" хранится уникальный предмет - мужская рубаха с застежкой на груди, смещенной влево - это косоворотка, ее еще называли "русская рубаха".В фонды музея ее передала Ирина Артемьевна Суходольская, сестра Веры Артемьевны Суходольской, которая внесла особый вклад в развитие здравоохранения Ставрополя - Тольятти.
Существует несколько теорий происхождения косоворотки. Большинство исследователей склоняются к тому, что это традиционная русская одежда, возникшая, естественно, сама собой, в славянской древнерусской культуре. Первые письменные упоминания о косоворотках относятся к 17 веку, однако, разумеется, эта одежда была известна как минимум за два века до этого.
Другая же теория говорит о том, косоворотка была заимствована у тюркских народов, ведь еще в средние века русичи активно торговали с иноземцами, среди которых было много тюрков.
Некоторые исследователи связывают проникновение косоворотки в национальный костюм в связи с нашествием монголо-татар. Этим и объясняется, например, смещение косого разреза рубахи влево – как носили татары. С 19 века вплоть до 20 века косоворотка была основным предметов в гардеробе любого крестьянина и прочно вошла в национальную память и исторические традиции русского народа. Ни одну одежду не надевали, не облачившись сначала в эту рубаху. При этом, она имела всесословный характер: косоворотку носили и цари (Иван Грозный, Алексей Михайлович), и императоры (Александр III, Николай II), и высокородные бояре, и купечество, и мещанство.
Приблизительно в середине 19 века косоворотка обретает популярность и в интеллигентской среде – в особенности у представителей культуры и искусства. Владимир Маяковский вспоминает о Сергее Есенине:
«В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет своё одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы".
Несмотря на своё деревенское происхождение, Сергей Есенин был тем ещё франтом. Есть мнение, что он носил лапти и косоворотку. Действительно, первое время он «играл в крестьянина» и приходил на поэтические вечера в лаптях и вышитой рубахе.
В наше время стилисты нашли баланс традиции и современного образа и теперь косоворотки разрешается носить в полуформальном образе с пиджаком или кардиганом, можно с джинсами и кедами. Рубаха привлекает взгляд и моментально создает ощущение "свое", "родное", она сдержанна, необычна, а главное напоминает о наших корнях и щедрой русской душе.
Дата :2025-01-17 [ Назад ] [ наверх ]