музей наследие тольятти о музее экомузей
Музей Наследие
История экспоната. Выставка <<Ставропольские истории<< 6118
История экспоната. Выставка <<Ставропольские истории<< 6120
 РАБОТА С ФОНДАМИ
'История экспоната. Выставка "Ставропольские истории"'

История экспоната. Выставка "Ставропольские истории"   

View HTML

С сентября нынешнего года в музее работает выставка «Ставропольские истории», посетив которую, можно узнать драматические, трогательные, иногда комичные, но всегда захватывающе интересные истории из жизни ставропольских семей. Основу выставки составили фотографии, документы из музейных фондов, а также предметы, переданные в дар музею ставропольчанами. За каждым экспонатом выставки – увлекательная история.

Например, маслобойка начала ХХ века, подаренная музею Антонидой Михайловной Чапрыновой.

В то время этот предмет, предназначенный для сбивания сливок в масло, был в каждодневном обиходе в любом хозяйстве. Масло как ценный продукт известно издавна: в Древней Греции и Риме его использовали в медицинских целях, а в странах Северной Европы впервые начали употреблять в пищу. Маслобойка была первым аппаратом для изготовления сливочного масла в домашних условиях. Чтобы получить масло, крутить ручку маслобойки надо было долго – не менее часа.

В 1880 году был изобретен сепаратор, и в конце ХIХ века в России началось промышленное производство масла.

Ну, а чем знаменита наша маслобойка? Тем, что принадлежала правнучке Буянихи – той самой, на постоялом дворе которой в Ставрополе, в 1870 году, во время путешествия по Волге останавливался Илья Репин со своими друзьями-художниками. В своей книге «Далекое и близкое» Илья Ефимович Репин живописно и подробно описал пребывание в Ставрополе: «На всех берегах Волги, то есть особенно на пристанях, мы выбирали лучшие места, чтобы остановиться и поработать все лето. Расспрашивали бывалых... «Лучше всего Жигули», — говорили все в один голос. Против самой лучшей точки Жигулей, по нашим вкусам, стоит на плоском берегу Ставрополь Самарский. На обратном пути из Саратова мы решили остановиться там и пожить... Вот он, двор разгороженный, крыльцо с проломами, воротишки настежь... ворота дома Буянихи, то есть Буяновой, были широко раскрыты, так как она держала постоялый двор...

Ставрополь стоит очень красиво на луговой стороне, против Жигулей. Мы сторговали лодку на неделю и каждый день с утра переезжали на ту сторону к Жигулевским высотам и исчезали там в непроходимом, вековечном лесу.

В Ставрополе мы прожили 10 дней, то переезжали в Жигули и взбирались до верхних скал, то рисовали на берегу, в затоне, всегда полном барками, завознями со всякой всячиной. То на брошенном Волгой старом русле, представлявшем вид старой пустыни. В Ставрополе мы уже освоились несколько с Волгой. Убедились, что здесь живут тихие, добрые русские люди: разбойники вывелись давно, и мы спрятали наши револьверы, как ненужные вещи, и перестали делать баррикады из стульев у дверей, ибо ни двери, ни окна нашей квартиры не имели запоров. Квартирная хозяйка Буяниха, несмотря на свою страшную фамилию, была добрая, толстая, приземистая и хлопотливая старушка…»

Живя у Буянихи, Репин собирал материал для картины «Бурлаки на Волге». Его захватили волжские просторы, мощная, величавая русская река, красота ее берегов у Жигулей, чудесные окрестности Ставрополя. Особенно поразила Репина сила, красота и выразительность народных типов: «Какой красивый, дородный народ, — вспоминал он. — И откуда у них такая независимость, мажорность в разговоре и эта осанка, полная достоинства?» Более 70 этюдов сделал Илья Ефимович за время, проведенное в Ставрополе.

На фото: маслобойка на выставке "Ставропольские истории"



Дата :2022-10-20   [ Назад ]      [ наверх ]
 


 




МЫ В СОЦ СЕТЯХ
В КОНТАКТЕ В ОДНОКЛАССНИКАХ 

Политика конфиденциальности

Техническая поддержка

Андроид